САФО – древнегреческая поэтесса с острова Лесбос
Время почти стёрло её профиль, с древних монет. Но слова любви, звучат так страстно ,словно сорвались с жгучих губ, лишь вчера. Я любила, я многих в отчаянии, шёпотом, зазывала на своё одинокое ложе любви. Я говорила языком истины, страсти. До неё, никто из поэтесс, не смели говорить, о своих чувствах, так открыто, и с такой неслыханной силой. Если Гомер, является родоначальником эпической поэзии, то Сафо основала лирику.
Страстная Сафо, так именовали её современники. Он была рождена на острове Лесбос, в городе Эросе, за 600 лет до рождества Христова. Как и другие девушки острова Лесбос, она получила по-мужски, суровое и разностороннее воспитание. Дочерна загорелая, она занималась гимнастикой, и участвовала в конкурсах красоты. А в школе гитер, (гейш) обучалась музыке и поэзии. Стихосложением, она увлекалась ещё в юности. Писала элегии, гимны, оды, праздничные и застольные песни.
По тогдашним канонам красоты, которые задавались изнеженными белокожими афинянками, Сафо не была красавицей. Небольшого роста, весьма смуглая, с живыми горящими глазами. Овидий, вкладывал в её уста, такие слова: Я невелика ростом, но своим именем могу наполнить, все страны.
После платанического романа интрижки
с Олкеем, братья Сафо подобрали ей мужа, богатого купца. Спустя год, у них родилась дочь. Но бессердечная судьба, недолго позволила Сафо, наслаждаться семейным счастьем. Вскоре муж ,а за ним и ненаглядная дочь, отправились в мир иной. Лишённая семьи, Сафо ушла с головой в творчество. Своим поэтическим даром, она прославилась на всю Элладу. Она возглавила школу риторики, которую окрестила Домом муз. Это был своеобразный античный салон, где дочери знатных семейств, собирались, чтобы творить и декламировать стихи, и просто, наслаждаться обществом друг друга.
В культуре древней Греции, однополая любовь, была довольно частым явлением. Современники Сафо, не видели в этом ничего дурного и криминального. Поэтесса, пользовалась безграничным уважением Солона, Платона и других именитых людей древности. Сократ же называл её, своей путеводной звездой в вопросах любви. А изображения знаменитой поэтессы, помещались на монетах. Произведения Сафо, пронизаны любовной страстью и восхищением. Радостью нежного общения и ревностью. Сафо любила так, как может любить, не каждый смертный. Она, полностью отдавала себя ужасающей стихийной силе, с которой нереально бороться.
Но молодость и свежесть, неумолимо уходили от неё. Любовные неудачи убивали сердце. Однажды брат поэтессы, за огромные деньги выкупил из рабства, прекрасную гитеру Родопу. Она была настолько красива, что Сафо тоже воспылала к ней страстью, и стала соперницей собственного брата. Но юная красавица, осталось равнодушна к чувствам Сафо, и брат увёз её с Лесбоса.
За свою последнюю любовь, Сафо заплатила, самую высокую цену. По приданию, она влюбилась в молодого красавца, грека Фаона, ради него, забыла всех своих гейш-подруг. А он, остался холоден к её страсти, давно уже, не молодой и не красивой Сафо.
Сафо взобралась на вершину скалы, и бросилась в море. Она была слишком сильной, талантливой и самодостаточной, чтобы найти счастье в мире, где безраздельно властвовали мужчины. Только в 20 веке, общество оказалось готовым воспринять независимую и одарённую женщину, свободную и в любви, и в творчестве.
ГИМН АФРОДИТЕ
Радужно-престольная Афродита,
Зевса дочь бессмертная, кознодейка!
Сердца не круши мне тоской-кручиной!
Сжалься, богиня!
Ринься с высей горних,— как прежде было:
Голос мой ты слышала издалече;
Я звала — ко мне ты сошла, покинув
Отчее небо!
Стала на червонную колесницу;
Словно вихрь, несла ее быстрым лётом,
Крепкокрылая, над землею темной
Стая голубок.
Так примчалась ты, предстояла взорам,
Улыбалась мне несказанным ликом...
«Сапфо! — слышу.— Вот я! О чем ты молишь?
Чем ты болеешь?
Что тебя печалит и что безумит?
Все скажи! Любовью ль томится сердце?
Кто ж он, твой обидчик? Кого склоню я
Милой под иго?
Неотлучен станет беглец недавний;
Кто не принял дара, придет с дарами;
Кто не любит ныне, полюбит вскоре —
И безответно...»
О, явись опять — по молитве тайной
Вызволить из новой напасти сердце!
Стань, вооружась, в ратоборстве нежном
Мне на подмогу!
(Перевод Вяч. Иванова)
Богу равным кажется мне по счастью
Человек, который так близко-близко
Пред тобой сидит, твой звучащий нежно
Слушает голос
И прелестный смех. У меня при этом
Перестало сразу бы сердце биться:
Лишь тебя увижу, уж я не в силах
Вымолвить слова.
Но немеет тотчас язык, под кожей
Быстро легкий жар пробегает, смотрят,
Ничего не видя, глаза, в ушах же —
Звон непрерывный.
Потом жарким я обливаюсь, дрожью
Члены все охвачены, зеленее
Становлюсь травы, и вот-вот как будто
С жизнью прощусь я.
Но терпи, терпи: чересчур далёко
Все зашло...
(Перевод В.Вересаева)
Близ луны прекрасной тускнеют звезды,
Покрывалом лик лучезарный кроют,
Чтоб она одна всей земле светила
Полною славой.
(Перевод Вяч. Иванова)
Сверху низвергаясь, ручей прохладный
Шлет сквозь ветви яблонь свое журчанье,
И с дрожащих листьев кругом глубокий
Сон истекает.
(Перевод В. Вересаева)
Приди, Киприда,
В чащи золотые, рукою щедрой
Пировой гостям разливая нектар,
Смешанный тонко.
(Перевод В. Вересаева)
ПЕЩЕРА НИМФ
Вы сюда к пещере, критяне, мчитесь,
К яблоневой роще, к священным нимфам,
Где над алтарями клубится облак
Смол благовонных,
Где звенит в прохладе ветвей сребристых
Гулкий ключ, где розы нависли сенью
И с дрожащих листьев струится сонно
Томная дрема.
Там на луговине цветущей — стадо.
Веет ароматами трав весенних,
Сладостным дыханьем аниса, льется
Вздох медуницы.
Ты любила там пировать, Киприда,
В золотые кубки рукою нежной
Разливая нектар — богов напиток
Благоуханный.
(Перевод Я. Голосовкера)
К БРАТУ ХАРАКСУ
Если ты не к доброй, а к звонкой славе
Жадно льнешь, друзей отметаешь дерзко, -
Горько мне. Упрек мой — тебе обуза:
Так уязвляя,
Говоришь и пыжишься от злорадства.
Упивайся ж досыта. Гнев ребенка
Не преклонит сердце мое к поблажке —
И не надейся;
Оплошаешь. Старую птицу в петли
Не поймать. Дозналась, каким пороком,
Щеголяя, прежде болел, какому
Злу я противлюсь.
Лучшее найдется на белом свете.
Помыслы к иному направь. Поверь мне,
Ум приветливостью питая,— ближе
Будем к блаженным.
(Перевод Я. Голосовкера)
МОЛЕНИЕ К ГЕРЕ
Предо мной во сне ты предстала, Гера,
Вижу образ твой, благодати полный,
Взор, который встарь наяву Атридам
Дивно открылся.
Подвиг завершив роковой Арея
И причалив к нам от стремнин Скамандра,
Им отплыть домой удалось не прежде
В Аргос родимый,
Чем тебя мольбой, и владыку Зевса,
И Тиопы сына склонить сумели.
Так и я тебя умоляю: дай мне
Вновь, как бывало,
Чистое мое и святое дело
С девственницами Митилен продолжить,
Песням их учить и красивым пляскам
В дни твоих празднеств.
Если помогли вы царям Атридам
Корабли поднять,— заступись, богиня,
Дай отплыть и мне. О, услышь моленье
Жаркое Сапфо!
(Перевод Я. Голосовкера)
К АНАКТОРИИ
Конница — одним, а другим — пехота,
Стройных кораблей вереницы — третьим..
А по мне — на черной земле всех краше
Только любимый.
Очевидна тем, кто имеет очи,
Правда слов моих. Уж на что Елена
Нагляделась встарь на красавцев... Кто же
Душу пленил ей?
Муж, губитель злой благолепья Трои.
Позабыла все, что ей было мило:
И дитя и мать — обуяна страстью,
Властно влекущей.
Женщина податлива, если клонит
Ветер в голове ее ум нестойкий,
И далеким ей даже близкий станет,
Анактория.
Я же о тебе, о далекой, помню.
Легкий шаг, лица твоего сиянье
Мне милей, чем гром колесниц лидийских
В блеске доспехов.
Знаю, не дано полноте желаний
Сбыться на земле, но и долей дружбы
От былой любви — утоленье сердцу
Лучше забвенья.
(Перевод Я. Голосовкера)
ГОНГИЛЕ
...................
Мне Гонгила сказала:
«Быть не может!
Иль виденье тебе
Предстало свыше?»
«Да,— ответила я,— Гермес —
Бог спустился ко мне во сне.
К нему я:
«О владыка,— взмолилась,—.
Погибаю.
Но клянусь, не желала я
Никогда преизбытка
Благ и счастья.
Смерти темным томленьем
Я объята,
Жаждой — берег росистый, весь
В бледных лотосах, видеть
Ахерона,
В мир подземный сойти,
В дома Аида».
(Перевод Я. Голосовкера)
Я к тебе взываю, Гонгила,— выйди
К нам в молочно-белой своей одежде!
Ты в ней так прекрасна. Любовь порхает
Вновь над тобою.
Всех, кто в этом платье тебя увидит,
Ты в восторг приводишь. И я так рада!
Ведь самой глядеть на тебя завидно
Кипророжденной!
К ней молюсь я...
(Перевод В. Вересаева)
К ЖЕНЩИНАМ
Им сказала: женщины, круг мне милый,
До глубокой старости вспоминать вам
Обо всем, что делали мы совместно
В юности светлой.
Много мы прекрасного и святого
Совершили. Только во дни, когда вы
Город покидаете, изнываю,
Сердцем терзаясь.
(Перевод Я. Голосовкера)
Твой приезд — мне отрада. К тебе в тоске
Я стремилась. Ты жадное сердце вновь —
Благо, благо тебе! — мне любовью жжешь.
Долго были в разлуке друг с другом мы,
Долгий счет прими пожеланий, друг,—
Благо, благо тебе! — и на радость нам.
(Перевод Я. Голосовкера)
Мнится, легче разлуки смерть,—
Только вспомню те слезы в прощальный час,
Милый лепет и жалобы:
«Сапфо, Сапфо! Несчастны мы!
Сапфо! Как от тебя оторваться мне?»
Ей в ответ говорила я:
«Радость в сердце домой неси!
С нею — память! Лелеяла я тебя.
Будешь помнить?.. Припомни все
Невозвратных утех часы,—
Как с тобой красотой услаждались мы.
Сядем вместе, бывало, вьем
Из фиалок и роз венки,
Вязи вяжем из пестрых первин лугов,—
Нежной шеи живой убор,
Ожерелья душистые,—
Всю тебя, как Весну, уберу в цветы.
Мирром царским волну кудрей,
Грудь облив благовоньями,
С нами ляжешь и ты — вечерять и петь.
И прекрасной своеи рукой
Пирный кубок протянешь мне:
Хмель медвяный подруге я в кубок лью...»
(Перевод Вяч. Иванова)
Стоит лишь взглянуть на тебя,— такую
Кто же станет сравнивать с Гермионой!
Нет, тебя с Еленой сравнить не стыдно
Золотокудрой,
Если можно смертных равнять с богиней...
(Перевод В. Вересаева)
Между дев, что на свет
солнца глядят,
вряд ли, я думаю,
Будет в мире когда
хоть бы одна
дева столь мудрая.
(Перевод В. Вересаева)
Словно ветер, с горы на дубы налетающий,
Эрос души потряс нам...
(Перевод В. Вересаева)
...Те, кому я
Отдаю так много, всего мне больше
Мук причиняют.
(Перевод В. Вересаева)
Венком охвати,
Дика моя,
волны кудрей прекрасных.
Нарви для венка
нежной рукой
свежих укропа веток.
Где много цветов,
тешится там
сердце богов блаженных.
От тех же они,
кто без венка,
прочь отвращают взоры...
(Перевод В. Вересаева)
Эрос вновь меня мучит истомчивый —•
Горько-сладостный, необоримый змей.
(Перевод В. Вересаева)
Издалече, из отчих Сард
К нам стремит она мысль, в тоске желаний.
Что таить?
В дни, как вместе мы жили, ты
Ей богиней была одна!
Песнь твою возлюбила Аригнота.
Ныне там,
В нежном сонме лидийских жен,
Как Селена, она взошла —
Звезд вечерних царицей розоперстой.
В час, когда
День угас, не одна ль струит
На соленое море блеск,
На цветистую степь луна сиянье?
Весь в росе,
Благовонный дымится луг;
Розы пышно раскрылись; льют
Сладкий запах анис и медуница.
Ей же нет,
Бедной, мира! Всю ночь она
В доме бродит... Аттиды нет!
И томит ее плен разлуки сирой.
Громко нас
Кличет... Чуткая ловит ночь
И доносит из-за моря,
С плеском воды, непонятных жалоб отзвук.
(Перевод Вяч. Иванова)
Дети! Вы спросите, кто я была. За безгласную имя
Не устают возглашать эти у ног письмена.
Светлой деве Латоны меня посвятила Ариста,
Дочь Гермоклида; мне был прадедом Саинеад.
Жрицей твоей, о владычица жен, величали Аристу;
Ты же, о ней веселясь, род наш, богиня, прославь.
(Перевод Вяч. Иванова)
Тело Тимады — сей прах. До свадебных игр Персефона
Свой распахнула пред ней сумрачный брачный
чертог.
Сверстницы, юные кудри отсекши острым железом,
Пышный рассыпали дар милой на девственный
гроб.
(Перевод Вяч. Иванова)
У меня ли девочка
Есть родная, золотая,
Что весенний златоцвет —
Милая Клеида!
Не отдам ее за все
Золото на свете.
(Перевод Вяч. Иванова)
И какая тебя
так увлекла,
в сполу одетая,
Деревенщина? . . . .
Не умеет она
платья обвить
около щиколки.
(Перевод В. Вересаева)
Срок настанет: в земле
Будешь лежать,
Ласковой памяти
Не оставя в сердцах.
Тщетно живешь!
Розы Пиерии
Лень тебе собирать
С хором подруг.
Так и сойдешь в Аид,
Тень без лика, в толпе
Смутных теней,
Стертых забвением.
(Перевод Вяч. Иванова)
Кто прекрасен — одно лишь нам радует зрение,
Кто ж хорош — сам собой и прекрасным покажется.
(Перевод В. Вересаева)
Я роскошь люблю;
блеск, красота,
словно сияние солнца,
Чаруют меня...
(Перевод В. Вересаева)
...но своего
гнева не помню я:
Как у малых детей,
сердце мое...
(Перевод В. Вересаева)
Покрывал этих пурпурных
Не отвергни, блаженная!
Из Фокеи пришли они,
Ценный дар...
(Перевод В. Вересаева)
Киферея, как быть?
Умер — увы! —
нежный Адонис!
«Бейте, девушки, в грудь,
платья свои
рвите на части!»
(Перевод В. Вересаева)
Критянки, под гимн,
Окрест огней алтарных
Взвивали, кружась,
Нежные ноги стройно,
На мягком лугу
Цвет полевой топтали.
(Перевод Вяч. Иванова)
Уж месяц зашел; Плеяды
Зашли... И настала полночь.
И час миновал урочный...
Одной мне уснуть на ложе!
(Перевод Вяч. Иванова)
Ты мне друг. Но жену
в дом свой введи
более юную.
Я ведь старше тебя.
Кров твой делить
я не решусь с тобой.
(Перевод В. Вересаева)
А они, хвалясь, говорили вот что:
«Ведь опять Дориха-то в связь вступила,
Как и мечтала».
(Перевод В. Вересаева)
Ты, Киприда! Вы, нереиды-девы!
Братний парус правьте к отчизне милой!
И путям пловца и желаньям тайным
Дайте свершенье!
Если прежде в чем прегрешил — забвенье
Той вине! Друзьям — утешенье встречи!
Недругам — печаль... Ах, коль и врагов бы
Вовсе не стало!
Пусть мой брат сестре не откажет в чести,
Что воздать ей должен. В былом — былое!
Не довольно ль сердце мое крушилось
Братней обидой?
В дни, когда его уязвляли толки,
На пирах градских ядовитый ропот:
Чуть умолкнет молвь — разгоралось с новым
Рвеньем злоречье.
Мне внемли, богиня: утешь страдальца!
Странника домой приведи! На злое
Темный кинь покров! Угаси, что тлеет!
Ты нам ограда!
(Перевод Вяч. Иванова)
Мать милая! Станок
Стал мне постыл,
И ткать нет силы.
Мне сердце страсть крушит;
Чары томят
Киприды нежной.
(Перевод Вяч. Иванова)
Эй, потолок поднимайте,—
О Гименей! —
Выше, плотники, выше!
О Гименей!
Входит жених, подобный Арею,
Выше самых высоких мужей!
(Перевод В. Вересаева)
Яблочко, сладкий налив, разрумянилось там, на высокой
Ветке,— на самой высокой, всех выше оно. Не видали,
Знать, на верхушке его? Аль видали, да взять —
не достали.
(Перевод Вяч. Иванова)
Все, что рассеет заря, собираешь ты, Геспер, обратно:
Коз собираешь, овец, — а у матери дочь отнимаешь.
(Перевод В. Вересаева)
«Невинность моя, невинность моя,
Куда от меня уходишь?»
«Теперь никогда, теперь никогда
К тебе не вернусь обратно».
(Перевод В. Вересаева)
С амвросией там
воду в кратере смешали,
Взял чашу Гермес
черпать вино для бессмертных.
И, кубки приняв,
все возлиянья творили
И благ жениху
самых высоких желали.
(Перевод В. Вересаева)
СВАДЬБА АНДРОМАХИ И ГЕКТОРА
...Глашатай пришел,
Вестник Идэй быстроногий, и вот что поведал он;
...............................................
Слава по Азии всей разнеслася бессмертная:
«С Плакии вечнобегущей, из Фивы божественной
Гектор с толпою друзей через море соленое
На кораблях Андромаху везет быстроглазую,
Нежную. С нею — немало запястий из золота,
Пурпурных платьев и тканей, узорчато вышитых,
Кости слоновой без счета и кубков серебряных».
Милый отец, услыхавши, поднялся стремительно.
Вести дошли до друзей по широкому городу.
Мулов немедля в повозки красивоколесные
Трои сыны запрягли. На повозки народом всем
Жены взошли и прекраснолодыжные девушки.
Розно от прочих Приамовы дочери ехали.
Мужи коней подвели под ярмо колесничное,—
Все молодые, прекрасные юноши............
...............................закурилися ладаном.
В радости жены вскричали, постарше которые,
Громко мужчины пеан затянули пленительный,
Звали они Дальновержца, прекрасного лирника,
Славили равных богам Андромаху и Гектора.
(Перевод В. Вересаева)
Пели мы всю ночь про твою, счастливец,
Про ее любовь и девичьим хором
Благовоннолонной невесты с милым
Славили ночи.
Но не все ж тебе почивать в чертоге!
Выйди: светит день, и с приветом ранним
Друга ждут друзья. Мы ж идем дремотой
Сладкой забыться.
(Перевод Вяч. Иванова)
К АЛКЕЮ
Когда б твой тайный помысл невинен был,
Язык не прятал слова постыдного,—
Тогда бы прямо с уст свободных
Речь полилась о святом и правом.
(перевод В. Вересаева)
Мать моя говорила мне: [Доченька]:
«Помню, в юные дни мои
Ленту ярко-пунцовую
Самым лучшим убором считали все,
Если волосы черные;
У кого ж белокурые
Кудри ярким, как факел, огнем горят,
Той считали к лицу тогда
Из цветов полевых венок».
Ты ж велишь мне, Клеида, тебе достать
Пестро шитую шапочку
Из богатых лидийских Сард,
[Что прельщают сердца митиленских дев,],
Но откуда мне взять, скажи,
Пестро шитую шапочку?
Ты на наш митиленский [народ пеняй,],
Ты ему расскажи, не мне
О желанье своем, дитя.
У меня ж не проси дорогую ткань.
О делах Клеонактидов,
О жестоком изгнании —
И досюда об этом молва дошла...
(Перевод С. Лурье)
ПРИМЕЧАНИЯ
С. Апта, Ю. Шульца.
Сапфо родилась во второй половине VIT пока до н. э. на острове Лесбосе и возглавляла у себя на родине одну из музыкально-поэтических школ. Ряд песен Сапфо посвящен ее ученицам. Во время гражданской войны на Лесбосе бежала в Сицилию, впоследствии, в числе других изгнанников, возвратилась на родину. По преданию, кончила жизнь самоубийством из-за несчастной любви, бросившись в море со знаменитой Левкадской скалы, но предание это не заслуживает доверия. Политическая борьба на Лесбосе, занимающая большое место в поэзии Алкея, в творчестве его современницы Сапфо прямого отражения не нашла. Главная тема Сапфо — любовь, неодолимая, иногда мучительная страсть. Именем Сапфо назван излюбленный размер ее стихотворений — сафова, или сапфическая строфа (см., например, «Гимн Афродите»).
К брату Хараксу. — Упреки Сапфо брату вызваны его увлечением фракийской рабыней Дорихой.
Моление к Гере. — Скамандр - река в Трое.
«Стоит лишь взглянуть на тебя...». — Гермиона - дочь легендарной Елены.
«Издалече, из отчих Capд...». — Стихи обращены, как полагают филологи, к ученице Сапфо Аттиде, подруга которой Аригнота уехала в Сарды, столицу Лидии (в Малой Азии).
«Дети! Вы спросите, кто я была...». — Это и следующее стихотворения представляют собой надгробные надписи, автором которых позднейшие антологии называют Сапфо.
«И какая тебя так увлекла...». — Спола - женская одежда, которую при ходьбе прижимали к ноге выше щиколотки.
«Срок настанет...». — Розы Пиерии - то есть дары муз. Пиерия - область в Македонии, древнейший центр культа муз.
«Покрывал этих пурпурных...». — Фокея - афинская колония в Малой Азии.
«Киферея, как быть?..».— Киферея - одно из прозвищ Афродиты.
«А они, хвалясь...». — Дориха - см. прим. выше
«Ты, Киприда! Вы, нереиды-девы!..». — Судя по этому стихотворению, Харакс порвал с Дорихой, и Сапфо согласна предать забвению ссору с братом.
«Все, что рассеет заря...».— Геспер - божество вечерней звезды.
Свадьба Андромахи и Гектора. — Плакия (Плак) - лесистая гора в Малой Азии,у подножья которой была расположена Фива (Фивы) - родина Андромахи.
К Алкею. - Ответ Сапфо на стихи Алкея
«Мать моя говорила мне...». — Стихотворение восстановлено по двум фрагментам, найденным на разных папирусах.
Групповой секс Ню игры для андроида Сексуальный гороскоп Сексуальное здоровье Видеоткровение девушек Лесби рассказы Лесби БДСМ рассказы БДСМ девайсы Всё о Бдсм БДСМ книги Фетиш Секс Первый секс Мастурбация Интим позиции Эро-массаж Авторские эро рассказы Групповой секс
Теги: Лесби,Сафо,лесби